Сквозная рабочая программа по ОБЖ

10-11 класс


 

Содержание учебной программы ОБЖ для 10 класса.

  1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
  2. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.

Разбор наиболее возможных причин попадания человека в усло­вия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопас­ному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием Оборудование временного жилища, добыча огня.

Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной кри­миногенной опасностью на рынке, на стадионе, на вокзале и др..

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Правила повеления в общественном транспорте Уголовная ответственность за приведе­ние в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое наруше­ние общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местно­сти и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. От­работка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из воз­можных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защит­ных сооружениях, эвакуация и др.)

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите на­селения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрез­вычайных ситуаций.

         Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности Граждан (Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».  Закон РФ «О безопасности». Федеральные законы: «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения»,»Об оборо­не»,»О гражданской обороне» и др.)  Краткое содержание законов, основные права и обязан­ности граждан.

  1. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны.

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению за­щиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий

Организация управления гражданской обороной Структура управления и органы управ­ления гражданской обороной. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по за­щите населения.

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва Химическое оружие, класси­фикация отравляющих веществ (0В) по предназначению и воздействию на организм.

Бактериологическое (биологическое) оружие Современные обычные средства пораже­ния, их поражающие факторы

Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях Порядок подачи сигнала «Внимание всем'» Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее со­держание, действие населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях

Защитные сооружения гражданской обороны Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны Виды защитных сооружений Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях)

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования Средства за­щиты кожи Медицинские средства защиты и профилактики.

Отработать порядок получения и пользования средствами индиви­дуальной защиты.

Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.  Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначе­ние План гражданской обороны образовательного учреждения Обязанности обучаемых.

II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

  1. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общест­венное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укре­пления здоровья — социальная потребность общества.

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфиче­ской профилактике.

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции Про­филактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

  1. Основы здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значе­ние для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сои, питание и др ), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного раз­вития человека, его физических и духовных качеств.

Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятель­ности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культу­рой для обеспечения высокого уровня работоспособности и здорового долголетия.

Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычек к систематическому выполнению закали­вающих процедур.

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и соци­альные последствия вредных привычек.

Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья Табачный дым и его составные части Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему Пассивное курение и его влияние на здоровье

Наркотики Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения Социальные по­следствия пристрастия к наркотикам Профилактика наркомании, чистота и культура в быту

III. Основы военной службы

  1. Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества.

Организация вооруженных сил Московского государства в Х1У-ХУ веках. Военная ре­форма Ивана Грозного в середине XIV века. Военная реформа Петра 1, создание регулярной армии, ее особенности Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии

Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

Организационная структура Вооруженных Сил, виды Вооруженных Сил и рода войск. Ракетные войска стратегического назначения, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности. Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в Сухопут­ные войска. Военно-воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации Войска ПВО, история создания, предназначения, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС. Военно-морской Флот, история создания, предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, со­ставляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами Ре­форма Вооруженных Сил России, ее этапы и их основные содержания. Пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внут­ренние войска Министерства внутренний дел Российской Федерации, Железнодорожные вой­ска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и инфор­мации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.

  1. Боевые традиции Вооруженных Сил России. Символы воинской чести.

Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества. Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма. Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные состав­ляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинст­вом выполнить воинский долг. Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравшие решающую роль в истории России. Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.  Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых услови­ях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество — боевая традиция российской армии и флота.

Боевое знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.  История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звание «Герой Советского Союза», звание «Герой Российской Федерации». Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов воен­нослужащих, уволенных в запас или отставку.

Программа для 11-х классов предназ­начена для углубленного изучения тем в об­ласти безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области бе­зопасности жизнедеятельности для сниже­ния отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Данная программа реализует положения государственного образователь­ного стандарта второго поколения.

Изучение «Основ безопасности жизнеде­ятельности» в 11-х классах предусмот­рено Федеральным базисным учебным пла­ном для общеобразовательных учреждений Российской Федерации в объеме 35 ч (из расчета по 1 ч в неделю).

В курсе ОБЖ для 11 классе завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального ха­рактера. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности  военной службе» письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации оп 14 07 98 г №1133/14-12 в программу курса ОБЖ для обучающихся 11 классе введен раздел «Основы военной службы» Раздел Основы военной службы» органически связан с другими разделами курса и направлен прежде всего на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно —  патриотическое воспитание) старшеклассников.

В ходе изучения курса ОБЖ учащиеся получают сведения об обороне государства, их организационной структуре, функции и основных боевых задачах, об основных воинских обязанностях. В программе реализованы требования Федеральных законов «06 обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О защите населения  территории от чрезвычайных ситуаций природного  техногенного характера» и постановлений Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 43  «О федеральной целевой программе «Создание  развитие Российской системы предупреждения  действий в чрезвычайных ситуациях», от 24 июля 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций»

Преподавание курса ОБЖ в 11 классе проводит преподаватель-организатор курса ОБЖ. Занятия по отдельной программе с девушками рекомендуется проводить учителям биологии  или специалистам, имеющим медицинское образование. В аттестат о среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется итоговая отметка по предмету ‘»Основы безопасности жизнедеятельности». Настоящая программа является основой для разработки рабочей программы курса ОБЖ общеобразовательных учреждениях.

Данная примерная программа курса ОБЖ для обучающихся в 10-11 классах общеобразовательных учреждений разработана авторским коллективом в составе: А.Т.Смирнов, В.А.Васнев, Б.И.Мишин

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 клас­се направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание у обучаемых ответственности за личную безопас­ность, безопасность общества и государства; ответственного отно­шения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного  отношения   к  сохранению  окружающей  природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедея­тельности личности, общества и государства;
  • развитие духовных и физических качеств личности, обеспечи­вающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрез­вычайных ситуаций природного, техногенного и Социального харак­тера; потребности   вести   здоровый   образ   жизни;    необходимых моральных, физических и психологических  качеств для  выполнения  конституционного долга и обязанности гражданина России по защи­те Отечества;
  • освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального ха­рактера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной сис­теме защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
  • формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуа­циях; использования средств индивидуальной и коллективной защи­ты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состоя­ниях.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием про­граммы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися  в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

Раздел I «Основы медицинских знаний и здорового образа жиз­ни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболе­ваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой ме­дицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.

Раздел II «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной под­готовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, озна­комятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Фе­дерации, их структуре и предназначении для обеспечения националь­ной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриоти­ческого воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.

— методы   и   формы   обучения:

  • Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
  • Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситу­ации).
  • Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
  • Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
  • Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
  • Стимулирования и мотивации.
  • Самостоятельной учебной деятельности.
  • Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
  • Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
  • Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

— предполагаемые результаты:

В результате учебного процесса учащиеся получают весь комплекс знаний умений и навыков запланированного учебного процесса;

— общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий

   В учебном процессе используются методы рассказа, показа, тренировок при изучении тем практической направленности. Информационная тематика предполагает большее использование на занятиях анализа ситуаций, объяснительно-репродуктивной, информационно поисковой, исследовательской

деятельности учащихся.

— логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;

Практически вся тематика ОБЖ базируется на знаниях получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому на уроках ОБЖ непременно используется межпредметная связь: физкультура-ЗОЖ; история-ОВС; биология-ЗОЖ, оказание ПМП; география-выживание в природе, химия-опасные в-ва,экологическая безопасность; физика-природные явления, техногенные аварии и катастрофы.

— система оценки достижений учащихся;

Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.

— инструментарий для оценивания результатов;

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.